Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

8 (800) 700-91-31 ipktek@ipktek.ru

Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического комплекса

+7 (496) 461-50-52
Заявка на обучение
8 (800) 700-91-31
+7 (496) 461-50-52 ipktek@ipktek.ru

Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение дополнительного профессионального образования

Институт повышения квалификации руководящих работников и
специалистов топливно-энергетического комплекса

СМИ о Российской энергетической неделе

Дата публикации 18 октября 2022

На мероприятиях РЭН работали специалисты журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение», выступившего информационным партнером Российской энергетической неделиОдин из материалов издания был посвящён круглому столу «Усиление безопасности и антитеррористической защиты объектов ТЭК в новых реалиях: актуальные изменения в регулировании и в практике».

Материал взят с сайта журнала

2 октября в Москве стартовала ежегодная Российская энергетическая неделя (РЭН-2022). Одной из ключевых сессий первого дня этого важнейшего форума стал круглый стол «Усиление безопасности и антитеррористической защиты объектов ТЭК в новых реалиях: актуальные изменения в регулировании и в практике». Модератором выступила Статс-секретарь — заместитель Министра энергетики РФ Анастасия Бондаренко, спикерами — представители Совбеза и Минэнерго России, компаний нефтегазового сектора и электросетевого комплекса. Дискуссия была посвящена комплексным изменения в закон о безопасности объектов ТЭК, принятым в июне 2022 года. Журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» выступает информационным партнером РЭН-2022. Мнение экспертов о современном состоянии законодательства по безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а также о перспективах его развития в сегодняшней геополитической ситуации — в материале нашего обозревателя.

Открывая круглый стол, Анастасия Бондаренко представила спикеров, отметив, что все они являются профессионалами максимально высокого уровня, а также выразила уверенность, что обсуждение получится практик-ориентированным. Также замминистра акцентировала, что события последнего времени глобально изменили отношение к вопросам национальной, экономической и энергетической безопасности. Эта и без того актуальная тема сейчас приобрела особое значение для каждого.

Также в своем вступительном слове Анастасия Бондаренко обозначила основные изменения, которые уже произошли и произойдут в нормативно-правовой базе в части обеспечения безопасности объектов ТЭК. Эти изменения внесены не только в закон о безопасности объектов ТЭК, но и в смежное законодательство. Большинство изменений уже вступило в силу, но у закона есть переходный период, и отдельные его нормы вступят в силу в декабре 2022 года. «Самым главным концептуальным новшеством» Анастасия Бондаренко назвала предоставление отдельным субъектам ТЭК права учреждать корпоративные частные охранные предприятия (ЧОП). Также новый закон очень четко регламентирует круг лиц, которые допускаются к охране. В первую очередь это касается объектов высокой категории опасности. Как рассказала Анастасия Бондаренко, долгое время четких разграничений в этом вопросе не существовало. «По новым правилам, чем выше категория опасности объекта, тем более профессиональный состав и более узкий круг лиц имеет право их охранять», — сказала замминистра. Например, объекты высокой категории опасности теперь могут охранять только организации Росгвардии, ведомственная охрана (такую охрану в ТЭК РФ имеют только три субъекта: «Газпром», «Транснефть» и «Роснефть»), а также корпоративные частные охранные организации. В средней категории к охране допускаются ЧОП с повышенными специальными требованиями к ним (такие требования уже разработаны и проходят межведомственную процедуру согласования). К объектам низкой категории опасности и некатегорийным объектам будут допускаться все частные охранные организации.

Далее заместитель министра подробнее остановилась на корпоративных ЧОП, отметив, что «данный институт для российского законодательства уникален». На эти организации будут распространяться не только требования закона о частной охранной деятельности, но и закона о безопасности объектов ТЭК. «Введение корпоративных ЧОП позволяет говорить о трансформации систем безопасности компаний ТЭК, повышает роль и ответственность головной компании в отношении создания систем охраны своих объектов, поскольку учреждение корпоративного ЧОП требует участия самого субъекта ТЭК в его уставном капитале (соучредительства)», — резюмировала Анастасия Бондаренко.

Также замминистра рассказала, что в начале октября Правительство РФ утвердило форму обращения компаний ТЭК в Минэнерго для предоставления права на создание корпоративных ЧОП. По словам Анастасии Бондаренко, Минэнерго также провело примерный расчет времени, необходимого для создания корпоративного ЧОП: «По общему порядку, с момента учреждения организации до начала оказания услуг, пройдет около полугода — месяц на регистрацию юрлица, и порядка пяти месяцев занимают стандартные процедуры в Росгвардии — получение лицензии и приобретение оружия. Учитывая, что законодательство сузило круг субъектов охраны для объектов ТЭК высокой и средней категорий опасности, и что в этой части закон вступит в силу 26 декабря, тем, кто размышляет о создании корпоративных ЧОП, следует размышлять на эту тему интенсивнее».

Далее замминистра отметила, что благодаря нововведениям устранены многие внутренние противоречия в законе, а сам он синхронизирован со смежным законодательством: законом о ведомственной охране, законом о транспортной безопасности, законом о поставках для государственных нужд и т.д.. «Небольшим, но важным аспектом» Анастасия Бондаренко назвала также систематизацию данных об объектах ТЭК.

Кроме самого закона, Минэнерго до конца текущего года нужно принять еще семь подзаконных актов, рассказала замминистра. Еще три акта должны быть приняты до середины 2023 года. Эта работа ведется максимально открыто в прямом контакте с компаниями ТЭК, отметила Анастасия Бондаренко, а также поблагодарила компании за активную работу.

Подробнее модератор круглого стола остановилась на тех подзаконных актах, которые будут приняты в следующем году. Важность этих документов в том, что они кардинально меняют подходы к определению категорий опасности объектов ТЭК: «Напомню, категорирование по сегодняшним правилам строится на характере возможной чрезвычайной ситуации и ее параметрах. Теперь по поручению Министра энергетики РФ Николая Шульгинова мы пересматриваем этот подход. Объект должен категорироваться исходя из того, как он влияет на систему ТЭК в целом: на энергосистему, на ее отдельные элементы, на ключевые узлы. Работа будет очень большая и объемная», — рассказала Анастасия Бондаренко.

Продолжил дискуссию начальник департамента проблем экономической безопасности аппарата Совета Безопасности РФ Юрий Хамчичев. Он немного углубился в историю и контекст вопроса, отметив, что закон полностью соответствует стратегии национальной безопасности, а также задачам доктрины энергетической безопасности, утвержденной в мае 2019 года. Также спикер назвал основные задачи этой доктрины в части государственного управления антитеррористической безопасностью энергообъектов:

  • совершенствование нормативно-правового регулирования;
  • обеспечение защищенности объектов ТЭК;
  • создание системы управления рисками в области энергетической безопасности.

Также Юрий Хамчичев напомнил собравшимся, что старый закон о безопасности объектов ТЭК и подзаконные акты к нему принимались практически экстренно после терактов на двух ГЭС в 2010 году. Соответственно, скорость, с которой формировалась нормативно-правовая база данного вопроса, и вылилась в итоге в необходимость доработок существующего закона. По сути, работа над усовершенствованием закона началась еще в 2013 году, констатировал Юрий Хамчичев. За это время, по словам представителя Совбеза, «была проделана колоссальная работа, которая шла достаточно напряженно». Самым сложным вопросом при работе над законом Юрий Хамчичев назвал вопрос привлечения ЧОП к охране объектов ТЭК высокой и средней категории опасности. К счастью, этот вопрос был благополучно решен, резюмировал эксперт.

В целом принятие закона Юрий Хамчичев оценил как первый этап большой работы по усовершенствованию нормативно-правовой базы в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК: «Принятие закона сыграет существенную роль в повышении уровня защищенности объектов ТЭК. Сегодняшние события подтвердили, что все эти изменения были действительно необходимы».

В завершение спикер остановился на разработке системы управления рисками. По его словам, такая система энергетике необходима, причем в самые ближайшие сроки: «Вопрос формирования такой системы решается болезненно, но на сегодня Минэнерго уже разработало концепцию такой системы и план ее реализации. Тем не менее, в окончательном решении данного вопроса необходимо ускориться», — резюмировал Юрий Хамчичев.

Следующим спикером выступил вице-президент ПАО «Транснефть» Вячеслав Скворцов. Он высоко оценил новый закон и опыт сотрудничества компании с Минэнерго РФ в данной части. Также спикер обозначил те сложности, которые возникали у компании с обеспечением безопасности в рамках старого законодательства.

Высокую оценку закону дал и Олег Данилюк, директор департамента безопасности ПАО «РусГидро». В своем выступлении он привел примеры противоречий, существовавших в рамках старого закона, назвав совокупность этих противоречий «банком нелепостей». В качестве важного аспекта эксперт выделил разграничение ответственности за безопасность объектов гидроэнергетики и транспортной инфраструктуры, проходящей через такие объекты. Благодаря новому закону данный вопрос решен, резюмировал Олег Данилюк. В завершение выступления спикер также подчеркнул и важность появления института корпоративных ЧОП, отметив, что РусГидро давно рассматривает возможность создания такого предприятия.

Продолжило круглый стол выступление начальника департамента обеспечения безопасности ПАО «Россети» Александра Камышникова. В начале своего доклада он отметил, что та нормативно-правовая база, которая существует на текущий момент, «предоставляет субъектам ТЭК широкую возможность выстроить систему антитеррористической защищенности». По оценке эксперта, «тот набор мер, который может использовать субъект ТЭК для защиты своей инфраструктуры, достаточен для сегодняшнего дня».

Далее Александр Камышников в ретроспективе оценил нормативно-правовую базу в части антитеррористической и антидиверсионной безопасности, отметив, что с момента создания еще советских стандартов безопасности по сегодняшний день коренным образом изменились не только сценарии угроз, но и сама их суть, сменились исполнители и организаторы. «Следовательно, сегодня очень сильно возросла роль координирующих действий со стороны соответствующих ФОИВ в части выработки и адаптации основных нормативных документов, регламентирующих деятельность по обеспечению безопасности», — резюмировал спикер.

Следующим актуальным направлением в этой части Александр Камышников назвал необходимость ухода от стационарной модели оценки угроз и выстроенных систем безопасности в сторону динамичной модели, требующей мгновенного реагирования на изменение форм и методов совершения диверсионных и террористических актов.

В качестве третьего направления эксперт выделил необходимость выработки сценарного подхода, при котором каждый субъект ТЭК не просто «защищает свой куст», а понимает, как разрушения на каких-либо энергообъектах скажутся на работе других объектов и ТЭК в целом.

Продолжил сессию доклад ВРИО ректора ФГАОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического комплекса» Сергея Иванова. Он рассказал собравшимся, как разрабатывались критерии категорирования объектов ТЭК, какие критерии применялись ранее, какие будут применяться в соответствии с новым законом.

Завершился круглый стол кратким докладом Антона Семейкина, директора департамента экономической безопасности в ТЭК Министерства энергетики РФ. Он в тезисной форме рассказал собравшимся, как шла работа над новой нормативной базой, и еще раз отметил важную роль компаний топливно-энергетического комплекса в разработке закона.